Конструирование фемининности
в литературе русского модернизма
Механизмы создания биографических легенд в эго-документах и художественном творчестве: Александр Блок в мемуарах его героинь
Добавлено: 17.09.2015
Тезисы семинара

Магомедова Д. М.

В основу доклада положено понятие «биографической легенды» (= «биографического мифа»), введенное в научный обиход еще в 1920-е гг. Б.В. Томашевским1. В 1970-2000 гг. этот подход нашел развитие на материале литературы XVIII-XIX вв. в работах Ю.М. Лотмана и других исследователей московско-тартуской2 и петербургской школ, а в последние годы - в работах автора доклада – на материале литературы Серебряного века3. Напомню, что под биографической (автобиографической) легендой будет пониматься исходная сюжетная модель, получившая в сознании писателя и его читателей онтологический статус, рассматриваемая им как схема собственной судьбы и постоянно соотносимая со всеми событиями его жизни, а также получающая многообразные трансформации в его художественном творчестве.

Источники этой легенды – в первую очередь quasi-биографические сочинения, эго-документы: мемуары, «исповеди», «признания», «дневники», «путевые записки», письма, а также рассыпанные в текстах биографические намеки. При этом лирическим стихотворениям принадлежит роль, сравнимая только с документальными текстами. Не менее важны сопровождающие писателя атрибуты его литературной репутации: культурно значимые жесты, «отмеченные» поступки, отразившиеся в сознании современников, анекдоты, зафиксированные слухи и т.п.

Механизмы претворения жизненных событий и фактов в биографическую легенду или биографический миф многообразны: от грубых прямых подтасовок фактов в эго-документах к системе умолчаний, запретным, табуированным темам, к замещению «документального» факта его многообразными художественными версиями.

Однако если в последние годы значение автобиографической версии блоковского мифа было вполне осознано в научной литературе, то роль «встречных» голосов в художественной литературе и эго-документах до сих пор почти не описана, не включена в общую динамическую картину открытой, вариативной структуры формирующегося целого. Это включение чужих голосов в интерпретацию «лирической трилогии», сюжетных структур лирических драм и поэм Блока создает многозначность и диалогическую незавершенность всего творчества поэта в целом и каждого его отдельного текста.

Цель доклада – рассмотреть художественные версии биографических событий с точки зрения соотнесения «лжи и правды», опираясь на мемуарные свидетельства трех прототипов блоковских героинь: жены поэта Любови Дмитриевны Блок, актрисы театра В.Ф. Коммиссаржевской Натальи Николаевны Волоховой и певицы Любови Александровны Дельмас. Первая – несомненно, прототип центральной героини всего творчества Блока (от «Стихов о Прекрасной Даме» до Изоры в «Розе и Кресте» и даже – детского стихотворения «Зайчик»). Вторая – прототип страстной, земной стихийной, демонической центральной героини периода «антитезы» (II том «лирической трилогии»), третья – прототип одной из центральной героинь III тома, не только цикла «Кармен», но и поэмы «Соловьиный сад» и ряда стихотворений, входящих в другие циклы.

Резюме

25 сентября, в 19:00 в рамках межкафедрального спецсеминара состоится доклад Д.М. Магомедовой на тему «Механизмы создания биографических легенд в эго-документах и художественном творчестве: Александр Блок в мемуарах его героинь». Место проведения семинара - РГГУ, кафедра теоретической и исторической поэтики (комн. 278, вход с ул. Чаянова, 2 этаж, 7 корпус). Проезд: м. Новослободская, перейти по подземному переходу в Весковский переулок, далее до пересечения с ул. Чаянова. Перейти через дорогу, повернуть налево и идти прямо до входа в РГГУ (ул. Чаянова, 15). Желающих посетить семинар просим заранее сообщить свои ФИО полностью по электронной почте olguita2@yandex.ru для включения в список приглашенных.