27октября 2017 г. А. Аристова выступила на межвузовском семинаре «Поэтика и литературный быт Серебряного века», рук. д.ф.н., проф., зав. кафедрой истории русской классической литературы ИФИ РГГУ Д.М. Магомедова.
Доклад был посвящен анализу образа «распятых серафимов» в произведениях М. Волошина, вошедших в книгу «Неопалимая Купина». Этот образ, пусть и не всегда явно, неоднократно возникает в произведениях книги, обретая статус мотива, который служит скреплению отдельных произведений в сверхтекстовое единство. Отталкиваясь от очевидного литературного источника – «Цветочков Франциска Ассизского», где повествуется о явлении Христа в образе распятого Серафима, докладчико братился к живописным и иконописным источникам образа. Сцена явления святому Франциску Христа в образе распятого Серафима становится популярна в католической религиозной живописи, к ней неоднократно обращается Джотто, его фрески, изображающие сцены жизни святого Франциска, упоминаются в одной из статей Волошина. Однако, думается, наиболее важным является обращение к русской иконографической традиции. Иконографические образы Ангела Великого Совета, где Христос предстает с пламенными серафическими крыльями, и Софии Премудрости Божией, в новгородском варианте изображавшейся в образе огнеликой женщины с огненными серафическими крыльями, генетически связаны с иконографией шестикрылых серафимов. Через связь с иконописными источниками образ «распятых серафимов» осмысливается в произведениях Волошина в софийном ключе, знаменуя сочетание материального и божественного, становясь образом божественной огненной сущности, распятой в тленном человеческом теле. На осмысление образа «распятых серафимов» в софийном ключе также во многом повлияло обращение к фигуре Серафима Саровского. В поэме М. Волошина «Святой Серафим» и книге М. Сабашниковой, посвященной жизнеописанию святого, образ Серафима Саровского осмысливается как образ человека, достигшего софийного преображения плоти, ангельского, «серафического» состояния. Об опоре на иконографические источники в осмыслении образа преподобного Серафима свидетельствует графический рисунок М. Сабашниковой, помещенный на обложку книги о святом. Книгой Сабашниковой Волошин пользовался при написании своей поэмы «Святой Серафим» и, таким образом, был хорошо знаком с данным графическим рисунком. Таким образом, изображения русской иконописи и католической религиозной живописи встраиваются в гностический миф о Софии и пленной Мировой Душе. Осмысление же образа «распятого серафима» через призму гностического мифа о пленной Душе Мира подключает к нему и такие важные для книги «Неопалимая Купина» образы, как блудница, святая и юродивая, а также противопоставление недолжного, неистинного, искаженного обличья и истинного, светоносного облика – личины и Лика. Итак, образ «распятого серафима» в творчестве Волошина обретает широкий круг различных культурных и религиозных ассоциаций и наслоений. Анализ этого сложного и многослойного образа, а также связанного с ним широкого комплекса мотивов и был предпринят в докладе.